Кандидат технических наук, доцент, директор гимназии “Лика” Дрояронов А.Л.

Основой образовательного процесса является государственный стандарт – требования абсолютно обязательных знаний и умений приобретаемых обучаемыми. На основе стандарта разрабатываются программы, а затем и учебные пособия. Если первые далеки от анализа и критики широкого круга, вовлеченных в учебный процесс граждан, а это не только учителя и ученики, но и их родители, то учебники на виду у всех и они отражают, в известной мере, не только собственные недостатки, но и недостатки той базы, на которой они рождены.
Об учебниках написано и высказано слишком много негатива. Ежегодно до школьной администрации доводится список разрешенных к использованию учебных пособий. Более того, осуществляется жесткий контроль со стороны управленческого аппарата за наличием в школьных библиотеках и на партах в классах разрешенной учебной литературы. Эта инструкция позволяет предлагать (навязывать) автору соавторов, получать мзду за разрешительные резолюции, получать «откат» от гонораров и прочее. Никакими административными мерами от этих «рыночных» отношений не избавиться и никаким словоблудием не оправдать ситуацию, при которой избранным – интеллектуальная собственность; толпе – право вносить предложения об улучшении. Российские и старые советские учебники запрещены, но, как известно, новое не всегда лучше старого.
Чтобы образование соответствовало современным требованиям, дети должны получать лучшее – это аксиома. В первую очередь, это должно относиться к учебной литературе. Право выбора учебной литературы должно быть предоставлено педагогам и администрации учебных заведений, так как школу (педагогов) сегодня выбирают родители и ученики. Необходим по-настоящему свободный рынок и открытая конкуренция не только в издании учебной литературы, в составлении программ и корректировке стандартов, но и в других сферах деятельности учреждений образования.
Можно было бы оспаривать тезис о деградации образования, если бы не все более явное и широкое проявление тенденции целенаправленного взимания дополнительной оплаты своего труда педагогами.
Право предоставлять дополнительные услуги было ранее привилегией учреждений образования, имеющих статус гимназии, либо лицея. В действующем в настоящее время Законе РК все организации образования имеют право на предпринимательскую деятельность. Порядок оказания платных услуг оговорен в приказе Министерства образования и науки РК.
Если в школе имеет место репетиторство в качестве дополнительных услуг (дополнительные услуги или репетиторство – попробуй, определи) то для увеличения числа «клиентов» можно использовать простые, но весьма эффективные приемы. Прогоните учебный материал в темпе, неприемлемом для большинства обучаемых ребят, или, еще лучше, заставьте штудировать учебник самостоятельно. Кстати, эту идею поощряют и ученые мужи от педагогической науки. Количество «клиентов» будет расти как на дрожжах. А если еще немного поманипулировать оценками, то «успех» обеспечен.
Репетиторство стало массовым явлением. Репетиторство в стенах школы зачастую превращается лишь в средство получения более высоких оценок учениками (к удовольствию родителей) и пополнения семейного бюджета педагогов. И это уже страшно. Рушится система образования и никакими административными мерами или школами-дворцами, оснащенными по последнему слову техники, этому не противостоять.
Педагоги должны быть обеспеченными членами общества, иначе наметившаяся тенденция будет лишь усиливаться. Не вина, а беда наших современников, занимающихся педагогической деятельностью, в создавшейся ситуации. «Жизнь» заставляет скатываться на «рыночные» отношения, порой переступая через свои моральные принципы.
С советских времен осталась в наследство система аттестации преподавателей. Аттестация необходима, но в какой форме, с каким содержанием требуемых знаний и умений и, главное, с какой объективностью оценки – это вопрос, требующий дополнительного осмысления и принятия соответствующих решений.
Школа могла пополниться педагогами, не просто знающими тот или иной предмет, но учеными специалистами, как правило, владеющими знаниями смежных дисциплин. Однако, этого не произошло, и не в последнюю очередь, из-за отторжения последних административным аппаратом, не желающим создавать себе проблемы в общении с грамотными, критически настроенными, имеющими чувство собственного достоинства сотрудниками. Многие кандидаты и доктора наук оказались за прилавками базарных стоек и занялись прочей деятельностью, не связанной ни с наукой, ни с педагогикой. В результате – острый дефицит учительских кадров, а среди учителей встречаются малограмотные, не владеющие в должной мере знаниями предметники. Во многом неприемлемые условия оценки работы молодых, наиболее талантливых выпускников педагогических ВУЗов – причина их отказа работать в школе.
Приводя ребенка в школу (особенно в первый класс) родители стараются получить информацию от знакомых о преподавателе, к которому попадет их чадо. Имидж школы имеет значение, но личность преподавателя является определяющей. Более значим имидж школы в старших классах, который создается не столько официальными оценками или рекламной публикацией, сколько «сарафанным радио». Эта общественная оценка школ и, следовательно, преподавателей, более значима, чем любая аттестация, потому что определяет выбор места учебы детей.
Условия аттестации педагогических кадров косвенно способствуют деградации конкурсных мероприятий проводимых среди школьников. Места на олимпиадах – результат жесткой борьбы между членами комиссий. Среди школьников давно бытует мнение о заранее распределенных местах, и, что еще хуже, – купленных. В комиссии, как правило, включаются хорошо знакомые одни и те же лица, добивающиеся призовых мест для своих участников. В комиссиях нет тех, кто способен повлиять на объективность оценок – наблюдателей учеников.
В одном из журналов современная родительница делится своими представлениями о воспитании и образовании детей. Согласно высказанным ей мыслям, школа нужна детям для общения, а знания должны давать репетиторы. Для части других обеспеченных граждан привлекательней – заграница, там все лучше, раз многократно дороже, в конце концов, престижней. Приезжают «оттуда» отдельные ученики и кроме знаний английского, в основном, разговорного, больше ничего.
Существование в одной системе государственных и частных школ свершившийся факт. В условиях расслоения общества возникновение частных школ закономерно. Современное частное образование доступно детям обеспеченных родителей. Из-за серьезной разницы в оплате, имеет место дезинтеграция учащихся по финансовому положению родителей. В любой частной школе состав учащихся по этому признаку однороден. В одних школах курортное питание и масса дополнительных услуг. Обслуживающий персонал, как говорится, «и поет, и пляшет, и руками машет». Есть частные школы проще. Однако, в любой частной школе без оплаты, достаточно ощутимой для среднего семейного бюджета, не обойтись. Частные школы держатся за своих учеников и тем крепче, чем выше родительская оплата. При высокой оплате «клиенты-ученики» могут петь на уроке, естественно не пения, – ну если хочется, кто запретит. Если оплата не очень высока, то петь нельзя, зато можно прогуливать и прежде чем выгнать такого ученика, администрация призадумается. Соответственно общение в частных школах происходит между детьми, родители которых обеспечивают своих чад примерно одинаковыми благами. Этим определяются обсуждаемые темы и, в какой-то мере, манера поведения учащихся.
В большинстве государственных школ не могут похвастаться однородностью состава учащихся. Наряду с детьми «крутых» родителей учатся дети из малообеспеченных и проблемных семей. Если первых подтягивают репетиторы, то вторых, не способных самостоятельно «грызть гранит науки» удерживают в классах, чтобы не болтались на улице – ради снижения преступности. Общение в такой среде порождает зависть, противостояние, конфликты. Крайний случай – вымогательство, т.е. преступления. Учебный процесс в таких условиях вести не просто – учителям не позавидуешь.
Этих проблем не существует в престижных государственных гимназиях и лицеях. Жесткая дисциплина, селекция позволяет выпускать ребят с отличными и хорошими знаниями. При наборе 4-5 первых классов – выпускной один с учетом дополнительного конкурсного набора учащихся в течение всего периода обучения. Это великолепный вариант.
Под давлением административного аппарата – требования к высоким баллам при сдаче ЕНТ и оценка по их результатам деятельности директоров – к такой системе приходит все большее число школ. Но кому доводить до ума «отбракованных» ребят? Эту миссию зачастую выполняют частные школы, для которых подобная селекция была бы равносильна банкротству. Частные школы наработали значительный опыт по реабилитации ребят с отставанием в развитии или же с запущенным учебным материалом. Но частные школы работают в основном с детьми обеспеченных родителей – остальных «дорабатывают» обычные школы, если не удается «спихнуть» детей в колледжи. Результаты этой доработки наиболее объективно осветила сдача ЕНТ 2009 года. Ситуацию, как сегодня говорят, «разрулили» однако никаких радикальных решений не последовало.
По мере того как все большее количество школ втягивается в «селекционную работу» возникла проблема отторжения учебы как таковой частью детей уже среднего звена. Дети фактически не посещают школы. Отстающих детей все активнее прессингуют, заставляя бегать из одной школы в другую. Детей, не охваченных всеобучем, становится в реальной жизни все больше.
Привычный ответ на усиление административного нажима это поиск и использование «дырок» в предъявляемых требованиях. Для улучшения показателей ЕНТ наиболее «продвинутые» школы весь последний год учебы (11 класс) делают крен в сторону обязательных для сдачи предметов. Регулярные пробные тестирования превратились в «натаскивание». Тех, кто не выдерживает «гонки», т.е. не показывает положительной динамики, любыми путями отстраняют от сдачи ЕНТ. На оценку деятельности школ (района, региона и в целом республики) количество участвующих в сдаче ЕНТ не влияет. Влияет количество сдающих ЕНТ на число молодых людей «уплывающих» для обучения за границу.
В государственных школах нет «хозяина», независимого от бюрократического аппарата, хозяина, который бы жил не сиюминутным моментом, а вкладывал свой ум, силы, трудолюбие на перспективу – на развитие школы. Лишь высокие моральные качества отдельных руководителей позволяют держать часть государственных школ на достойном уровне. Чтобы резко повысить эффективность работы большинства школ необходимо создать конкуренцию. Следовательно, в государственные школы должен придти управляющий, способный так организовать работу школы, чтобы она приносила доход и позволила ему, в конце концов, выкупить здание и стать полноправным хозяином. Возможно ли полностью перевести образование на частные «рельсы». Вероятнее всего нет. Но сделать частные школы доступными для большинства ребят, эта задача выполнима.
Что необходимо сделать, чтобы образование в Казахстане перестало быть головной болью.
– Осуществить финансирование учебных заведений в зависимости от количества обучающихся независимо от форм собственности.
– Передать неэффективно работающие школы (помещения и прилегающие территории) в частные руки под доверительное управление с правом последующего выкупа, но без изменения профиля деятельности.
– Исключить мелочную опеку школ.
– Вместо списка разрешенных учебников министерству образования доводить до школ список рекомендуемой учебной литературы
– Учебники сделать субъектами свободного рынка.
– Привлечь к педагогической деятельности лиц с высшим образованием – специалистов в области естественных и гуманитарных наук, обеспечив оплату соответствующую результатам труда, независящую от стажа и квалификационных разрядов.
– Развить систему контроля качества образования, создав центры тестирования, где учащиеся (на коммерческой основе) в любое удобное для них время могли бы сдавать зачеты по предметам. Предоставить право центрам тестирования выдавать сертификаты по предметам, сделав обязательными к сертификации все основные предметы соответствующего профиля обучения. Выдавать аттестаты государственного образца после сдачи школьных экзаменов лицам, получившим сертификаты по всем основным предметам профиля данной организации образования. Сдачу ЕНТ в том виде как оно проходит отменить.
– Восстановить вступительные экзамены в ВУЗы, по профильным предметам повысив ответственность ВУЗов за качество знаний студентов.