Кандидат технических наук, доцент, директор гимназии “Лика” Дрояронов А.Л.

Упор на изучение иностранного языка обусловлен открывшимися возможностями посещения зарубежных стран и образованием за рубежом. Бытует мнение – без знания английского нет перспективы получения высококлассного образования и, следовательно, в дальнейшем высокооплачиваемой работы, нет перспектив в профессиональном развитии. Попробуем проанализировать этот тезис.


Существуют два метода познания – естественно – научный и гуманитарный. В основе научного познания лежит физика, использующая аппарат математики. Этот подход рационален. Он позволяет не предугадывать, а вычислять события. Этот подход обосновал принцип детерминизма (обусловленность всех явлений природы, причинно-следственную связь). Именно физика с математикой развивают логическое мышление, позволяющее наиболее рационально решать жизненные задачи.
В современном образовании упор делается на изучение гуманитарных предметов, большое внимание уделяется изучению английского языка. Для гуманитарного подхода характерна интуиция, ассоциативный способ познания иногда опора на художественные образы, что зачастую влечет за собой ошибочные решения.
Не умоляя значимость гуманитарных предметов – зададимся вопросом возможно ли достичь успехов в любой отрасли человеческих знаний без развитого логического мышления. Вопрос риторический. Однако у многих детей, не без влияния родителей, сложилось мнение, что не все предметы школьного цикла необходимо изучать. И в первую очередь, к таким предметам относят математику и физику, которые требуют для своего познания значительных умственных усилий. Во многом это мнение обусловлено не осознанием простой истины – учеба в школе, а затем и в институте – это развитие мыслительных возможностей человека, важнейшим элементом которого является способность логического осмысления событий и явлений окружающего мира. Конечно, при принятии решений зачастую не обходится без использования интуиции, которую развивают предметы гуманитарного цикла. Однако без развитого логического мышления добиться успеха в любой сфере деятельности проблематично.
Пройдет время и многое из того, что изучалось в школе, но не использовалось в повседневной жизни и работе, сотрется из памяти. Не исчезнет и будет развиваться способность адекватно реагировать на различные ситуации, на решение проблем, возникающих как в повседневной жизни, так и в экстраординарных случаях. Подготовленным к их решению окажется тот, кто не отвергал из школьной программы «ненужные» предметы – ненужных знаний не бывает.
Все большее число учащихся из обеспеченных семей ещё до окончания школы делают свой выбор в пользу получения высшего образования за границей. Зарубежные ВУЗы предлагают свои услуги в изучении языка, предполагая, что их потенциальный студент владеет знаниями предметов школьного цикла. После годичного изучения языка страны, в которой абитуриент предполагал получить образование, его подвергают вступительным экзаменам по профилирующим предметам, причем на языке принимающей страны, к которым большинство оказывается неподготовленными – не обращали должного внимания в родной школе и, естественно, не занимались этими предметами за границей. В результате неудачники возвращаются восвояси «не солоно хлебавши».
При решении задач по физике или химии обычно после прочтения задачи ученикам предлагается изложить её суть, без упоминания численных величин. Если ученик может отразить идею, заложенную в задаче, задача с большой долей вероятности будет решена, если же изложение сути задачи не удается, то старания будут напрасны. При решении задач необходимо логически осмыслить предлагаемые условия, понять какие закономерности природы они содержат, вспомнить какими законами они отображаются, перевести данные условия на язык математики и, выполнив решение в общем виде, подставить численные значения. Главным в этом процессе является способность удержать в памяти суть задачи и способность её перевода на другой язык – язык математики. Если ученик думает не на английском, а на родном для него языке, то удержать в памяти сформулированную на иностранном языке задачу и, следовательно, решить её становится сложнее. Развить при таких условиях логическое мышление, обучаясь за границей, усвоить преподаваемый материал и стать конкурентно способным классным специалистом удастся лишь отдельным исключительным личностям. Высказанное касается, видимо, не только технических наук. Что же остается остальным «англичанам» – роль обслуживающего персонала при иностранных специалистах – «кушать подано», но на английском.
Знания иностранных языков необходимы, чтобы быть в курсе мировых достижений в области приложения Вашего труда, но не в ущерб главной задаче – становлению высокопрофессионального специалиста в своей области. Исключение из школьной программы физики и химии как предметов (один час в неделю по другому трактовать невозможно) ставит наших выпускников в заведомо ущербное положение и не только тех, кто планирует посвятить себя технической специальности, но и будущих гуманитариев. Физика заложила основные концепции современного естествознания, использование которых позволяет решать задачи как естественно – научного, так и гуманитарного направления.
Известно, что перевод технического текста под силу лишь профессионалам в данной области. Гуманитарии, владеющие в совершенстве английским, зачастую настолько искажают смысл изложенного материала, что перевод оказывается бессмысленным. В то же время профессионалы в своей области с ограниченными знаниями иностранного языка легко справляются с публикациями в зарубежных научных и технических изданиях представляющих для них интерес.
Думайте, анализируйте современные предложения иностранных рекламодателей, прежде чем принять решение. Ошибки слишком дорого обходятся нашим детям.