Хоменко Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы, гимназия «Лика»

Как способствовать развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы? Один из способов – через систему творческих письменных работ.

Уроки литературы отличаются тем, что здесь практически отсутствует жестко закрепленная “сумма знаний”. Можно забыть определение метода критического реализма и годы жизни Достоевского. Ценность представляет вынесенный с уроков нравственный опыт. Представляется справедливым и изречение “ни один университет не дает образования, в лучшем случае желание самообразования”. Тогда очевидно, что наибольшую ценность представляют самостоятельные работы. Чтобы приняли в этих работах участие все и не поверхностно, а сосредоточенно, глубоко, это должны быть работы письменные, и, наконец, чтобы задачей работы было не воспроизведение чужой точки зрения, а формулирование собственной, т.е. развитие одаренности учащихся, – работы должны быть творческими, значит, темы – нестандартными .

Сегодня далеко не все учащиеся способны продемонстрировать умение мыслить творчески, иметь свою точку зрения на предмет, сформулировать свои мысли. Гораздо проще воспользоваться подсказкой Интернета. Но на уроках литературы переработанное (в худшую сторону, как правило) чужое мнение ценности особой не представляет. Чтобы “выбить из-под ног” почву стереотипа, шаблона, услышать живой голос ребят, их личное отношение к прочитанному и обсужденному, я практически отказалась от письменных работ привычного типа. Сначала это были в основном так называемые ‘”свободные темы”, но все больше и больше в моей “копилке” появлялось тем собственно литературных. Почти ни одна из них мною не придумана, вообще придумать тему, могущую расшевелить ребят, непросто, а в многочисленных пособиях – в подавляющем большинстве темы стандартные. Постепенно накапливаются и опробуются действительно интересные и стимулирующие творчество темы. Задача ставится – раскрепощение мысли ребят, поощрение творческого подхода к заданию. Потом, когда ученик уже не испытывает страха перед чистым листом бумаги, настроить на классическую тему значительно легче.

Все темы, которые я использую, можно разделить на 3 группы.

Свободная тема, не “привязанная” к автору, собственно развитие речи.

  1. Характер моего друга (понятно, что в 5 и 10 классе тема наполняется разным содержанием, но тенденция видеть в человеке удобное для себя остается, и это повод для разговора в классе).
  2. Почему я скучаю на уроках (удивительно раскрываются “двоечники”!).
  3. За что я люблю мой класс (школу). (Форма проведения может быть следующей: я – главный редактор газеты, принимающий на работу корреспондентов. Вам задается только тема: о школе. Жанр, в котором вы пишите, может быть любым – очерк, фельетон, интервью, проблемная статья. Ваша задача, чтоб в работе была “изюминка”, чтоб я могла выделить эту статью из прочих.) Сколько интересного о школе и уроках узнаю благодаря таким работам!
  4. Я хочу рассказать Вам о …
  5. Что я думаю о моем поколении.
  6. Кем я представляю себя в революции 17 года.

Тема может предварять изучение художественных произведений о том времени. Мне хотелось, чтобы герои стали для ребят живыми людьми, чтобы попытались “примеритъ” на себя чью-нибудь судьбу. Можно, наоборот, провести подобного рода работу после изучения произведений о времени революции и гражданской войны Например, написать письмо кому-либо от какого угодно лица, лишь бы это были современники событий. Можно писать самому себе – страничку из дневника, к примеру. Здесь важно и передать лексику того времени, и мироощущение, позицию представителя этого класса, его эмоции. (Из последних работ особенно запомнились: прекрасно переданное ослепление и постепенный переход от недоумения к прозрению крестьянина-солдата (Кукленко М.), высокомерие помещика (Каменский Д.), смятение поэта-декадента (Алексеева П.), а еще восприятие… кота, не понимающего, почему так меняется жизнь (Хан С.).

И коротко перечислю еще несколько тем:

  1. Моя духовная эволюция.
  2. Всякий ли труд возвышает? (Публицистический очерк)
  3. Какой смысл быть хорошим?
  4. Какой я представляю себе свою будущую семью.
  5. Что меня волнует в современной жизни.
  6. Утро в моей семье.
  7. Моя родословная.
  8. Придумать биографию человеку.

 

Работа – впечатление.

  1. Ваше впечатление от эпизода (указывается главка, иногда строки, ограничивающие отрывок).
  2. Ваше мнение о.. (например, теории Раскольникова).

Темы даются именно до анализа материала в классе, служат к нему подготовкой (в том числе моей). На первых порах такая работа сводится к пересказу, настолько непривычна. Но она совсем не проста. Это попытка уловить и на бумаге передать, осознать впечатление, нечто до мысли, оформляющееся в мысль на глазах.

  1. Каким я представляю себе автора рассказа “Люцерн”.
  2. Что я думаю о прочитанной мною статье (учебника).
  3. И даже целое сочинение: Какие мысли и чувства вызвал у вас роман?
  4. Выписать понравившуюся цитату. Что в ней задело?

 

III. Творческая работа, помогающая анализу произведения, пониманию стиля писателя (на основе художественного текста).

  1. Портрет (кого-либо из учеников) в стиле Тургенева, Гончарова.
  2. Анализ иллюстрации – соответствует ли художественному тексту.
  3. Написать психологический подстрочник (например, к сцене (…) романа “Отцы и дети”).
  4. Нарисовать схему путешествия Базарова.
  5. Дописать роман, пьесу:

–             еще одно явление последнего действия пьесы Островского “Гроза”;

–             письмо отцу Аркадия, упомянутое, но отсутствующее в тексте романе Тургенева “Отцы и дети”.

  1. Написать письмо (от современника) Тургеневу по поводу прочитанного романа “Накануне”.

Здесь требуется изучение деталей быта, лексики, обращение к письмам современников Тургенева, богатство фантазии.

  1. Сочинить современную сатирическую сказку (после изучения творчества Салтыкова-Щедрина и современной сатиры).

Тут возможна еще одна интересная форма работы: написанные сказки, не называя автора, я зачитывала в классе, и ученики тут же выставляли оценку, рецензируя сказку. Таким образом получалась некая коллективная рецензия, которая потом тоже зачитывалась.

  1. Описать один день из жизни крестьянина (жанр любой) на материале поэзии Некрасова. Можно усложнить задание: при зачитывании сочинения нужно узнать, на какие стихотворения опирался автор работы.
  2. Написать режиссерские указания к… (указывается действие и явление).
  3. Как бы я сыграл роль… (кого именно, из какой пьесы).
  4. Рассказ обывателя города Калинова.
  5. Мир держится на непохожих (итоговое сочинение по “Грозе”).
  6. А итоговое сочинение по “Отцам я детям” возможно в такой форме: на доске были написаны 5 утверждений разных критиков, противоречащие друг другу. Нужно написать в ответ – соглашаясь или опровергая – свою критическую статью.
  7. Каким я вижу будущее (после изучения творчества Чернышевского).
  8. Тогда же: Кем быть: дураком (= честным) или плутом (= хитрым)? Это о философии Марьи Алексеевны.
  9. Счастье в понимании Некрасова и моем.
  10. Очень интересной бывает тема “Дальнейшая судьба Раскольникова”.
  11. При изучении творчества Толстого кроме обычного сочинения можно провести сочинение-характеристику второстепенного персонажа. Работы были без подписи, и затем на проверку отдавались ученику из параллельного класса, который писал о том же герое. Можно было написать рецензию на это сочинение (можно в сравнении со своим, можно – с “идеалом”). Получалось две оценки: за свое сочинение и за рецензию на чужое (а это, может быть, даже сложнее).
  12. Насколько мы далеки от Шарикова.
  13. Есть ли Божий суд (по роману Булгакова “Мастер и Маргарита”)?
  14. Следующее пришествие Воланда – сегодняшний день. (Тот же роман).
  15. Диалог с долгожителем (по сказке Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”).
  16. Для чего живет человек (по романам Достоевского и Толстого).
  17. По рассказам Горького:

–             “В жизни всегда есть место подвигу!” Всегда-ли? Всякий ли человек может совершить подвиг?

–             “Безумство храбрых  – вот мудрость жизни!” Согласен?

–             ” Краше солнца нету в мире Бога,

Нет огня – огня любви чудесней!” Что выберешь: любовь или свободу?

Современны ли сегодня сказки Горького?

  1. По пьесе “На дне”:

–             “Человек за все платит сам, и потому он – свободен!” От чего свободен человек? Возможна ли полная свобода?

–             “Работать – для чего? Чтобы быть сытым?” А в самом деле, для чего?

–             “Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – Бог свободного человека!” Как ты это понимаешь?

–             “Человек … это великолепно! Это звучит … гордо!” Всегда ли? А когда?

Конечно, есть ученики, которые даже на самые “вольные” темы умудряются написать стандартное сочинение, причем это могут быть старательные, неплохие ученики… В целом же, думается, на таких темах не только раскрываются одаренные дети но и происходит развитие способностей. Хотя, к сожалению, с каждым годом творческих работ становится меньше…