Хоменко Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы, гимназия «Лика»

г. Алматы

Я хочу рассказать о техническом приеме, который может показаться мелочью, не заслуживающей внимания. Речь идет о выставлении оценок в так называемые Оценочные листы (таблицы). Они представляют собой лист с перечнем учеников и перечнем всех полученных к данному моменту оценок. Последняя колонка – средний балл, который в компьютере считается автоматически и меняется по мере выполнения заданий (см Приложение).

О системе оценки знаний говорил еще В. Ф. Шаталов. Он писал, что правильное оценивание ведет к бесконфликтности, а также:

  • позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце четверти, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
  • подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
  • дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
  • строит открытые отношения между учителем и учеником.

Кроме того, правильная организация оценки, на взгляд педагога-новатора, способствует реализации принципа открытых перспектив:

  • открытое и подвижное оценивание (гласность);
  • открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
  • возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

Итак, что дает на практике применение оценочных листов?

  1. Мотивация. Сегодня интерес к учебе падает катастрофически. Конечно, хотелось бы мотивировать учеников более «благородными» способами, но среди прочих мотивов, безусловно, важную роль играет оценка знаний учащихся. Это и способ вселить в ученика веру в себя, поощряя его, и элемент соревнования, вполне весомый, например, для среднего звена, и достаточно объективный показатель состояния знаний в каждый момент времени, в том числе изменений, происходящих в течение четверти. Шаталов говорил о 4 видах мотивации:
  • ориентация на результат;
  • заинтересованность в процессе деятельности;
  • заинтересованность в получении хорошей оценки;
  • избежание неприятностей.
  1. Второй вопрос, тесно связанный с предыдущим. Сколько с оценкой всегда связано обид и трудностей! «За что у меня эта ″двойка″?», «Почему у него оценка выше, а у меня ниже?», «А как мне исправить оценку?» Подобные вопросы осложняют жизнь и ученикам, и учителям. Оценочный лист снимает эти вопросы совершенно. В любой момент ученик (родители, классный руководитель) может увидеть, какой балл выходит у него в данный момент, почему, за счет каких видов работы этот балл ниже, чем хотелось бы. Наглядность, гласность в вопросе оценки знаний трудно переоценить! Обеспечена справедливость оценки.
  2. Больша́я часть оценок – это результат домашней работы. Домашняя работа по русскому языку, безусловно, необходима: мало понять тему, нужно, чтобы знания перешли в умения и навыки. Но результативность этой работы намного выше, если работы эти проверены, ошибки выявлены и сделана работа над ошибками. Мне, как и любому учителю, важнее не выставить двойку за несделанное упражнение, а добиться выполнения работы. В оценочном листе видно, за что стоит «двойка» («тройка» и т.д.), и ученику разрешается исправить эту оценку, выполнив упражнение позже. Конечно, работа оценивается на балл ниже, и есть какой-то предел – до какого числа можно сдать работу (каждый учитель установит удобные для себя ограничения), чтобы не получилось, что все работы сдаются лентяями в последние дни четверти (кстати говоря, я практикую выставление четвертных оценок за неделю до окончания четверти, а последнюю неделю работы заношу в оценочный лист следующей четверти – таким образом, избегаю знакомой всем ситуации – «а, у меня и так «5» выходит, можно не работать!»). Поставленная в оценочный лист «двойка», таким образом, – не «приговор». С одной стороны, она есть, есть и в оценочном листе, и в дневнике, она влияет на четвертную оценку, но с другой стороны, этот темный квадратик (в компьютерном варианте он «закрашен» желтым цветом, при нецветной печати получается серым) бросается в глаза, взывает к совести, просит о выполнении задания…
  3. Еще одно удобство – возможность исправления оценки. Предположим, работа сделана плохо. Она есть, это не «2», но хотелось бы поднять оценку. Что делать? В этом случае (как, кстати, и в случае с диктантами – словарными и пр.) предлагается сделать работу над ошибками (РНО). Словарные слова нужно прописать (используя при этом мнемонический прием, помогающий сконцентрироваться на нужной букве, – подчеркивание); если допущена ошибка на правило, сформулировать это правило и привести 3 аналогичных примера, т.е. продемонстрировать понимание правила, умение применять его на практике. После выполнения РНО оценка поднимается на балл, в таблице это отражено жирным шрифтом.
  4. Кроме того, пятибалльная (по сути, четырехбалльная система – единица не в счет) не в состоянии учесть всех нюансов ситуации: предположим, «ленился, сделал кое-как», «старался, но пока плохо получается» – это «3», но какие разные «тройки»! Как учесть эти отличия? В таблице вместо «+» и «–» можно использовать десятичные доли. Скажем, 4 может быть и 3,7, и 3,5, и т.д. По-моему, очень удобно! Я перестала мучительно «зависать» при выборе оценки. Диапазон возможностей существенно расширился. Скажем, проверяем словарный диктант. 2 ошибки – «4», 4 ошибки – «3», 6 ошибок – «2», а 10 ошибок? Тоже «2». Нечестно. А тут у меня возможность каждую ошибку обозначить как «0,3» (или «0,4») балла – в зависимости от сложности диктанта. Подсчитав количество ошибок, умножаем его на 0,4. И каждый получит в таблицу оценку в точном соответствии со своим результатом. В тетради и дневнике, конечно, это выглядит как «4» или «3» (в зависимости от округления. Округлять 4,2 до 4 или 3,3 до 3 все мы умеем). И опять – это не приговор! Работаем, исправляем.
  5. То, что В. Ф. Шаталов называет «бесконфликтностью», тоже тесно связано с наличием в классе оценочного листа. Выходит, что учитель со своей стороны дает множество возможностей ученику исправить, улучшить четвертную оценку. Лист становится неким объективным и беспристрастным свидетелем предпринятых учеником усилий. Мы с учеником вместе при выставлении четвертной оценки смотрим на лист и видим: 4,5… Что же делать? Давай еще вот это исправим, вот это сделаем… То есть учитель находится на стороне ученика перед бесстрастным судьей. Это не мое хорошее (плохое) отношение к ученику, а реальный результат его работы! Слез, конфликтов, обид при этом не бывает. И мучительных раздумий учителя тоже (не знаю, как у кого, для меня выставление четвертных оценок раньше было пыткой).

Таким образом, оценочный лист решает не одну, а несколько задач. Конечно, требуются усилия со стороны учителя: регулярная оперативная проверка всех принесенных учеником работ, выставление оценок в таблицу и регулярное же распечатывание этой таблицы. Но эти усилия, на мой взгляд, окупаются. Ученики чувствуют общую рабочую атмосферу и быстро в нее включаются.